idiot.su -

купить или арендовать online
+7 (495) 545-21-33 support@site.su
  • Домены совпадающие с idiot
  • Покупка
  • Аренда
  • idiot.su
  • 18 334
  • 183
  • Домены с синонимами idiot
  • Покупка
  • Аренда
  • кретин.рф
  • 70 000
  • 700
  • кретины.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • Домены с переводом idiot
  • Покупка
  • Аренда
  • glupec.ru
  • 50 000
  • 500
  • glupets.ru
  • 50 000
  • 500
  • gluptsi.ru
  • 50 000
  • 500
  • tydurak.ru
  • 50 000
  • 500
  • zhury.ru
  • 50 000
  • 500
  • дурак.рф
  • 100 000
  • договорная
  • дурик.рф
  • 50 000
  • 500
  • идиотка.рф
  • 70 000
  • 700
  • идиоты.рф
  • 100 000
  • договорная
  • придурок.рф
  • 70 000
  • 700
  • фурочка.рф
  • 70 000
  • 700
  • фурочки.рф
  • 70 000
  • 700
  • Домены с транслитом idiot
  • Покупка
  • Аренда
  • urodky.ru
  • 50 000
  • 500
  • Домены с синонимами, содержащими idiot
  • Покупка
  • Аренда
  • zady.ru
  • 50 000
  • 500
  • Домены с переводом, содержащими idiot
  • Покупка
  • Аренда
  • идиотизмы.рф
  • 70 000
  • 700
  • Домены с транслитом, содержащими idiot
  • Покупка
  • Аренда
  • marazmy.ru
  • 100 000
  • 1 000
  • Домены с синонимами, содержащими idio
  • Покупка
  • Аренда
  • своеобразный.рф
  • 70 000
  • 700
  • язык.su
  • 43 334
  • 433
  • языками.рф
  • 70 000
  • 700
  • языком.рф
  • 70 000
  • 700
  • Домены с переводом, содержащими idio
  • Покупка
  • Аренда
  • бзык.рф
  • 70 000
  • 700
  • особенности.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • особенность.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • Домены начинающиеся с idi
  • Покупка
  • Аренда
  • idilya.ru
  • 50 000
  • 1 000
  • Домены содержащие idi
  • Покупка
  • Аренда
  • ingridient.ru
  • 70 000
  • 700
  • iridii.ru
  • 50 000
  • 500
  • iridiy.ru
  • 50 000
  • 500
  • lidirovanie.ru
  • договорная
  • договорная
  • oksidi.ru
  • 150 000
  • 1 000
  • prikidi.ru
  • 50 000
  • 500
  • providitsa.ru
  • 70 000
  • 700
  • reidi.ru
  • 50 000
  • 500
  • snovidica.ru
  • 50 000
  • 500
  • subsidirovanie.ru
  • 50 000
  • 500
  • uridicheskaya.ru
  • 50 000
  • 500
  • uvidite.ru
  • договорная
  • договорная
  • yuridicheskiy.ru
  • 100 000
  • 1 000
  • Рекомендуемые домены
  • Покупка
  • Аренда
  • 3000.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • 5000.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • 77.рф
  • 500 000
  • 5 000
  • nissans.ru
  • 50 000
  • 500
  • абсолютная.рф
  • 70 000
  • 700
  • авиа.su
  • 51 668
  • 517
  • авиа.рф
  • 900 000
  • 9 000
  • авиалиния.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • автошкол.рф
  • 70 000
  • 700
  • автошкола.su
  • 20 000
  • 200

Нартоведение — наука по изучению [[Нартиада|Нартиады]]. == Исторические свидетельства == [[1809 год]] — [[Клапрот, Юлиус]], первый кто опубликовал информацию о существовании [[Нартиада|Нартиады]] у кавказских горцев. [[1838 год]] — [[Белл, Джеймс Станислав|Джеймс Белл]], в своем дневнике отметил бытования [[Нартиада|Нартиады]] у адыгов (черкесов)<ref name=bell>[[Белл, Джеймс Станислав|Джеймс Белл]] [http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1820-1840/Bell/text10.htm Дневник пребывания в Черкесии]</ref>. [[1840 год]] — академик [[Шёгрен, Андрей Михайлович|A.M. Шёгрен]] зафиксировал бытование [[Нартиада|Нартиады]] у осетин. == Хронология публикации и исследований Нартиады == [[1868 год]] — первая публикация осетинской версии эпоса А. Шифнером (сбор текстов выполнили Д. Чонкадзе и В. Цораев). В 1881году С.-А.Урусбиев в первом выпуске "Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа" (С.1-42) опубликовал на русском языке четыре нартских сказания карачаевцев и балкарцев. В 1897г.в 40-м томе словаря Брокгауза и Ефрона была напечатана небольшая статья "Нартские богатыри" (С.864). Основой для нее послужила данная публикация С.-А.Урусбиева, которая приводится в перечне использованной литературы. Предисловие С.-А.Урусбиева, к опубликованным им сказаниям: "Несколько слов от составителя и переводчика" и комментарии положили начало научному изучению нартского эпоса карачаевцев и балкарцев. Чуть позже — чечено-ингушская версия эпоса — авторы : А. Чиркеевский, П. К. Услар и А. Барсов. [[1890 год]] — сведения о нартовских сказаниях в Абхазии публикуют А. Иоакимов и Н. М. Альбов. Сбор и публикация текстов эпоса выполняли также Б. А. Калоев, Н. К. Малиева, Ю. С. Гаглойти, А. И. Алиева и др. Первые научные анализы Нартиады начали делать Л. Г. Лопатинский и [[Миллер, Всеволод Фёдорович|В. Ф. Миллер]]. Основоположником российского Нартоведения является — [[Миллер, Всеволод Фёдорович|В. Ф. Миллер]], в своё время изучившего [[осетинский язык]] и совершившего пять поездок в Осетию для сбора фольклорного материала. Известны дореволюционные исследователей Нартиады : В. Б. Пфафф, Е. Марков, Д. Лавров, Ал. Кодзаев, А. З. Кубалов, Г. Цаголов и др. Направленные на установления этнической принадлежности нартов, труды М. С. Туганова, А. З. Кубалова, М. В. Рклицкого, В. Н. Гарданова, Н. М. Дрягина, Б. А. Алборова, А. З. Холаева и многих других пока не привели к существенным результатам. Значимым вкладом в нартоведение считаются труды [[Абаев, Василий Иванович|В. И. Абаева]], Х. Ардасенова, З. Н. Ванеева, [[Гадагатль, Аскер Магамудович|А. Гадагатля]], У. Далгат, [[Инал-Ипа, Шалва Денисович|Ш. Инала-Ипа]], Б. А. Калоева, [[Мелетинский, Елеазар Моисеевич|Е. М. Мелетинского]], Б. В. Скитского, Л. П. Семенова, А. Шартанова, [[Крупнов, Евгений Игнатьевич|Е. И. Крупнова]], В. И. Чичерова, и многих других учёных. По выводам исследователя А. И. Алиевой<ref>Алиева А. И. Библиография изданий, посвящённых нартскому эпосу. СНЭНК. С. 503—540.</ref> — библиография работ по нартам, за период с 1812 по 1968 год на национальных языках, а также на европейских языках — количество опубликованных текстов эпоса превышает 160, а исследований — 500. [[1956 год]] — Институт мировой литературы имени А. М. Горького АН СССР и Северо-Осетинский НИИ проведено специальное совещание, на котором определены основные задачи нартоведения : : — установление генеалогии нартовских богатырей и определение на их основе видения героями эпоса и сказителями происхождения эпического племени и термина «нарт»; : — установление максимального количества сказаний отражающих реальные исторические события и явления; : — установление наиболее значимых слоев нартовского эпоса; : — установление основного социально-экономического строя нартовского общества, врагов и друзей нартов; : — установление основных пластов нартиады; : — установление времени и территории обитания нартов; : — установление ядра эпических сказаний, его происхождение и историчность эпического племени. [[1958 год]] — Всесоюзное совещании (инициатор Институтом мировой литературы) — итог — выработаны и утверждены принципы академических изданий и принято решение начать издание серии «Эпос народов СССР», для углублённого исследования Нартиады. [[1969 год]] — Своеобразным итогом этого этапа (с 1812 по 1968 год) явился сборник трудов исследователей «Сказание о нартах — эпос народов Кавказа»<ref>Сказание о нартах эпос народов Кавказа. / Сб. — М., 1969. /СНЭНК/</ref>. Важное для исследования Нартиады имели ряд научных конференций в городах<ref>Современные проблемы кавказского языкознания и фольклористики. // Тезисы докладов Межд. научн. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения К. С. Шакрыл. Сухум, 1999. — 109 с.</ref> : [[1956 год]] — [[Орджоникидзе]], [[1963 год]] — [[Сухуми]], [[1972 год]] — [[Тбилиси]], [[1974 год]] — [[Черкесск]], [[1992 год]] — [[Майкоп]], [[1992 год]] — [[Сухуми]], [[2000 год]] — [[Нальчик]]. В ходе конференции «Современные проблемы кавказского языкознания и фольклористики», в одном из докладов — высказана мысль о том, что назрела необходимость перевода «Нартиады» на европейские языки, чтобы сделать их достоянием мирового читателя, что обогатит мировую культуру, и привлечет внимание многих зарубежных исследователей"<ref>«О некоторых современных проблемах общекавказской Нартиады» Т. М. Хаджиева</ref>. == Родственные или аналогичные мифы == [[Дюмезиль, Жорж|Жорж Дюмезиль]] в своё время первым (в 30-е годы прошлого столетия) указал на тождественность кельтских-артуровских легенд и эпоса нартов, то есть на наличие явных соответствий между нартскими и кельтскими мифами «столь точные и поразительные, что они не могут быть случайными». Эта идея далее развивалась в работах его коллеги и соотечественника Жоэля Грисвара. В 2000 году, большой успех на Западе имела книга С. Скотта Литтлтона и Линды МакЛор «Из Скифии в Камелот» (опубликована в Лондоне и Нью-Йорке. В частности, образ пресловутой Чаши Грааля, по мнению исследователей, восходит к священной чаше нартов — Nartamonga<ref name="Кр">[http://www.graal.org.ua/2009-06-04-15-08-45/2012-03-18-09-22-14/42-korol-artur Король Артур родом из Крыма?]</ref>. На вопрос о том, когда нартские мифы могли проникнуть на территорию римской Британии, ответ дал английской антрополог и этнограф Говард Рид в книге «Король Артур — король драконов», который выдвинул гипотезу, что носителями нартского эпоса во 2 веке нашей эры были [[сарматы]] и они в ходе военных походов достигли британских территорий и распространили нартскую мифологию<ref name="Кр" />. Сюжетное сходство с римской легендой. Нарты : Ахсар и Ахсартаг (близнецы). Ахсартаг женится на Дзерассе (дочери правителя водного царства). Далее один брат убивает другого, затем от раскаяния кончает с собой. Дзерасса возвращается в подводное царство и там производит на свет двух близнецов, новых героев, которые, возмужав, возвращаются на родину отца и выдают свою мать Дзерассу замуж и т. д. Это сказание имеет явное сходство латинской легендой о вскормленных волчицей близнецах Ромуле и Реме. Сходство как в сюжете, так и в тотемическом животном — матерью Ромула и Рема была волчица, в нартиаде волк-прародитель (Уархага)<ref>[http://bruma.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/NARTSKI_NARTOVSKI_EPOS.html Нартиада]</ref>. == Исторические мотивы == В Нартиаде переплетена действительность и художественный вымысел, однако в ней нет прямого описания исторических событий, не соблюдается и хронология, присутствует отражение наименования местностей отдельных эпизодов событий и отражение отдельных имён исторических персонажей<ref name="Нт">[http://bruma.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/NARTSKI_NARTOVSKI_EPOS.html артский эпос]</ref>. Армянский историк [[Мовсес Хоренаци]] указывает — легенды об аланской царевне Сатаник (5 в.), имеет аналогии с отдельными сюжетами из нартских сказаний о Сатáне<ref name="Нт" />. Отельные учёные видят<ref name="Нт" />: : — в имени Сайнаг-алдара, трансформацию титула хана Батыя — Саин-хан («славный хан»); : — в имени чудовища Хъандзаргаса, взявшего в плен многих нартов, искажённое слово «Хъан-Ченгес» (Чингисхан). == Дискуссия о времени зарождения эпоса == Большинство учёных, которые в той или иной степени считают себя потомками индоевропейцев, индоиранцев, индоариев, скифов, сарматов и т. д., делают вывод — нартский эпос зародился после появления предков осетин ([[скифы]], [[сарматы]]) на Кавказе, то есть датируют примерно 8 веком до н. э. Основанием этих выводов являются лингвистические и сюжетные аналогии с древними индийскими, ведическими и др. текстами. Меньшинство учёных, которые считают себя автохонными жителями Кавказа пытаются обратить внимание на то, что нартский эпос повествует не только о нартах, а ещё и о карликах и великанах, которые жили одновременно с нартами, следовательно, народ, именовавший себя нартами, жил во время [[Дольменная культура|дольменной культуры]], когда строились Испуны ([[Дольмены]]). Адыго-абхазские версии эпоса говорят о том, что дольмены — это дома карликов (испуны), которые для них строили нарты, то есть их датировка — примерно 2-ое тысячелетие до нашей эры<ref>[http://kubangori.narod.ru/12.html Эпоха бронзы]</ref>. == Гипотезы о происхождении наименования «нарт» == М. Туганов пытался объяснить термин «нарт» из осетинского языка, якобы, означающим «наш огонь» или «наша присяга», данная этимология не была принята даже осетинскими исследователями<ref name="Гип">[http://gazetaingush.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4137:2011-04-07-06-28-08&catid=18:2009-05-27-22-02-27&Itemid=24 Некоторые вопросы ингушского нартского эпоса]</ref>. А. Грен пытался объяснить термин «нарт» из казикумыхского языка, его не смущал тот факт, что у носителей этого языка Нартиада практически отсутствует<ref name="Гип" />. Ш. Д. Инал-ипа пытался объяснить термин «нарт» из абхазского языка (от племени анартов), в котором «ан» — это мать, «р» — краткая форма от «хэр» — показателя множественного числа и «т» — суффикс, обозначающий «материнская семья, семья матери». Данная этимология представляется натянутой. Кроме того, наукой не установлена этническая природа «анартов», относимых то ли к кельтам, то ли к фракийцам<ref name="Гип" />. А. Гадагатль отмечал: "…термин «нарт», которым именуется весь эпос и каждый его персонаж в отдельности, означает «глаз дарящий»<ref name="Гип" />. В. Абаев и его последователь Т. Гуриев предлагают исходить из монгольского слова «нар(т)», означающего и солнце, и его луч (однако у монголов отсутствует Нартиада, что признается ими самими). В. Абаев и Т. Гуриев почти не делают различия между понятиями «луч» и «солнце», хотя во всех странах, исповедующих ислам, имеется слово «нур», означающее «сияние»<ref name="Гип" />. В. Е. Кварчия пытался объяснить термин «нарт» из абхазского языка — АНААРА: холмы, возвышенности<ref name="Аб">[http://apsnyteka.narod2.ru/r/tainoe_poslanie_biblii_rod_adama_ili_rasa_atlantov/glava_vii_dorogami_nartov/index.html Дорогами нартов]</ref>. Л. Акаба, предполагая, что НАР есть трансформация первичного МАР, связывает НАР с абх. АМРА (солнце) — с абх. глаголом А)АРА: дарить; в итоге НАРТЫ: дарующие изобилие (богатство, удачу)<ref name="Аб" />. Ш. Х. Салакая пытался объяснить термин «нарт» от названием хурритской области НАХРИЯ, переходящим в НАИРИ — УРАРТУ<ref name="Аб" />. Все вышеуказанные гипотезы признаются неубедительными. Споры не окончены, но наибольшую поддержку среди учёных имеет гипотеза об иранском (персидском) происхождении термина «нарт», которая впервые была высказана в печати ещё в 1897 году, не нартоведом — Л. Лопатинским, который соотносил слова «нарт» с иранским «нар» («мужчина»), с армянским «мард» и сванским «мар». (Л. Лопатинскому не было известно, что у ингушей имеется слово «мар» в значении «мужчина» — «муж»)<ref name="Гип" />. == Центры нартоведения == * [[Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований имени Т.М. Керашева]] — Отдел нартоведения. * [[Абхазский государственный университет]] — Учебно-научный центр нартоведения и полевой фольклористики == См. также == * [[Адыгская мифология]] == Примечания == {{примечания}} [[Категория:Осетинская мифология]] [[Категория:Мифология адыгов]] [[Категория:Нартский эпос]] [[Категория:Абхазская мифология]] [[Категория:Абазинская мифология]]

16.09.2013 15:19:34